full screen background image
Последнее обновление

«Дюна» Вильнева — это не экранизация романа, а визуальное эссе для развития франшизы

Сколько песчинок нужно, чтобы получилась куча?

Дени Вильнев — интересный режиссер. В моем представлении, он занимает место где-то между братьями Руссо, братьями Коэнами и Уэсом Андерсоном, объединяя в себе одновременно традиционные сюжетные способы повествования, а также компоненты визуального нарратива. У него не всегда получается соблюсти грамотный баланс, и как это случилось с «Бегущим по лезвию 2049», Вильнев слишком закопался в формуле «показывай, а не рассказывай», рассчитывая, что сцены сами раскроют себя и зритель останется доволен этим изысканным блюдом от шеф-повара. 

Я думаю, что многие зрители получили глубокое удовольствие от просмотра «Бегущего» — в мире кинематографа, это как посетить ресторан изысканной кухни. Тут важен далеко не только вкус или объем, а подача. И Вилнев поистине маэстро подачи. Но он допустил ошибку в том, что оригинальный «Бугущий по лезвию» был более доступным — не произведение молекулярной кинокулинарии, а неожиданный, но приземленный сюрприз. Пусть его не все оценили сразу, но в долгосрочной перспективе он оставил незабываемое послевкусие. 

"Дюна" Вильнева — это не экранизация романа, а визуальное эссе для развития франшизы

Как говорил режиссер в недавнем интервью — он боялся, что сиквел «Бегущего» прикончит его карьеру и ему больше не будут предлагать интересные проекты. К счастью, нашлись продюсеры, готовые дать Вильневу еще один шанс. Даже больше — такой шанс, с которым Дени мог реализовать свою любовь к визуалу, при этом не спотыкаться о темп сюжета и развитие персонажей.

На прошлой неделе состоялся релиз «Дюны» в США, а также в сервисе стриминга HBO Max + локальных цифровых кинотеатрах. Как видно по активности на сайте, многие уже посмотрели фильм и остались довольны. Есть и те, кто не разделяет восторга, и я вполне понимаю причины такой позиции. 

Потому что «Дюна» Вильнева пусть и занимает два с половиной часа, но это не экранизация «Дюны» Фрэнка Герберта. Кто читал классическую научную фантастику, без меня знает, что фильм получился незаконченным. Словно это первый эпизод и через месяц нас ждет продолжение, где развернется оставшаяся часть истории. 

"Дюна" Вильнева — это не экранизация романа, а визуальное эссе для развития франшизы

Я сам не могу сказать, что остался в полной мере доволен таким оборванным повествованием. Но есть и позитивная сторона: по крайней мере Вильнев ослабил подход, который использовал в «Бегущем по лезвию 2049». Правда, в итоге у режиссера получился не визуальное блюдо, а визуальное эссе.  

Визуальное эссе — это тоже неплохо, но у него есть определенная цель. При помощи такого формата творец формирует общее представление о мире, в котором живут его герои и развиваются события. И «Дюна» идеально выполняет эту роль. В картине мы видим разнообразие архитектуры домов — каждая планета и ее правители отличаются вкусами и взглядами, в этих образах отражаются характеры и амбиции. Технологиям тоже отведено свое место, Вильнев не стесняется использовать визуальные эффекты, но для него это лишь инструмент, при помощи которого он знакомит нас с порядками этой вселенной. В этом смысле Дени, возможно, идеальный режиссер для съемок «Дюны». Подобно самому Герберту, для Вильнева научная фантастика — это лишь комфортные сапоги, которые он использует, чтобы проложить тропинку для зрителей и читателей. Мы идем по его следам, попутно слушая истории людей, трагедии предательства, драму манипуляций: даже небольшие моменты лора служат ручейками, которые наполняют океан эпопеи, развернувшейся вокруг Арракиса.

"Дюна" Вильнева — это не экранизация романа, а визуальное эссе для развития франшизы

Но если книжная «Дюна» включает массу идей и философских тем, угрожающих взять сознание читателя в заложники на недели и месяцы, то «Дюна» Вильнева лишь достаточно поверхностно касается тех же топиков. А то что есть, может быстро отойти на третий план, уступая место очередному захватывающему дух визуальному компоненту. Фильм получился скорее набором реакций на внешние события, где персонажи ограничены в свободе и делают то, что им положено. Может быть это намеренное решение, попытка указать на прутья золотой клетки, в которой заточена знать? 

В фильме сложился потрясающий каст, большинство актеров великолепно проделали свою работу, даже если большинство из них оказались довольно эпизодическими. Даже несколько жаль, что их главная задача — быть овечками на закалание. Без Чани в принципе фильм не потерял бы ничего — Зендею тут явно добавили ради маркетинга. Зато леди Джессика, наверное, самый интересный персонаж экранизации. Тогда как Пол двигается по компасу истории и не создает впечатления комплексного молодого человека, леди Джессика предстает многогранной и сильной женщиной, даже в моменты когда ее душу раздирает боль. 

Кстати, с точки зрения женских ролей и инклюзивности актерского состава, «Дюну» можно только похвалить. Несмотря на некоторые изменения в сравнении с оригиналом, все персонажи ощущаются естественно. Проводя параллель с «Основанием» — сериалом Apple, который тоже основан на классике научной фантастики, там инклюзивность ощущается агрессивной и нарочитой. Персонажи не кажутся естественными, а тема сильных женщин шита белыми нитями. Некоторые сцены вызывают просто фейспалм от абсурда и отсутствия рациональных объяснений тех или иных действий. Если вы видели последние эпизоды, то знаете о чем я говорю. 

"Дюна" Вильнева — это не экранизация романа, а визуальное эссе для развития франшизы

У Вильнева женщины гораздо интереснее, они не одномерные личности, придуманные специально для удовлетворения квоты, а показывают разные стороны — не только тот факт, что они могут постоять за себя. Та же Джессика наглядно показала, что может и попросить о помощи, и постоять за себя, при этом не сокрушаясь о своих действиях. 

Как я говорил в одной из тем про «Дюну», реализация Вильнева вызывает у меня желание, чтобы кто-то снял сериал, который бы использовал визуальный язык Дени в качестве фундамента. Нынешняя экранизация стоит того, чтобы ее пересмотреть не один раз, но это точно не законченное произведение. Словно, я прочел первую треть книги и события только начали сворачиваться в узел, который достигнет пика напряжения лишь через 300-400 страниц. 

"Дюна" Вильнева — это не экранизация романа, а визуальное эссе для развития франшизы

В "Дюне" нет компьютеров и роботов — насколько это правдоподобно?

Вы чувствуете вкус специй в воздухе? Это люди по всему… Далее

Полагаю, что Вильнев сам понимал, за что берется, что первому фильму суждено стать лишь вступлением, и только когда мы сможем посмотреть 2-3 части вместе, потратив 7-8 часов за один заход, тогда отдельные песчинки соберутся в «Дюну».

Что я бы привел в пример хорошей комбинации между визуальным эссе и законченным повествованием? Первый эпизод сериала Netflix «Видоизмененный углерод». Он не только эффективно и естественно знакомит нас с миром далекого будущего используя диалоги и визуал, но и рассказывает законченную эпизодическую историю.

Больше интересных статей на Shazoo

  • СМИ: Анонс сиквела «Дюны» не за горами, окончательное решение за Legendary Pictures
  • «Дюна» обогнала на HBO Max «Лигу справедливости» Зака Снайдера, но серьезно уступает «Отряду самоубийц» Джеймса Ганна
  • Кристофер Нолан остался в восторге от «Дюны» Дени Вильнева
  • Сборы «Дюны» в российском прокате превысили 1.5 миллиард рублей
  • В «Дюне» Пол Атрейдес использует костюм, чтобы ходить в туалет

Видео от Shazoo

Подписаться

По материалам: shazoo.ru

AliExpress WW




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на рассылку новостей
обо всех интересующих вас событиях из мира
игр. С нами Вы не упустите ни одну новость,
мы Вам это гарантируем.